Эрик Шпикерманн — современная звезда шрифтового дизайна, основатель MetaDesign, автор многих корпоративных гарнитур для крупных компаний. В конце 2016 года в «Манн, Иванов и Фербер» вышло обновленное издание на русском языке книги Шпикерманна — «О шрифте». У «МИФ-а» это, по настоящему, первая книга для графических дизайнеров.
Книга не для искушенных типофилов, это такой аромат свежемолотого кофе в любимой кофейне, когда вы собираетесь завтракать. Я бы рекомендовал её всем, кто имеет дело со шрифтом ежедневно, тем, кто только собирается, погрузиться в мир шрифтового дизайна, заказчикам, которые любят принимать участие в процессе, журналистам, редакторам. Практикующие дизайнеры тоже найдут в ней хорошие формулировки.
Издание аккуратно сверстано, много живых иллюстраций, легко читается, практически лишена сложный профессиональных терминов, автор постоянно проводит усваиваемые аналогии окружающего мира с миром типографики. На её прочтение будет достаточно одного дня, нескольких часов.
Отличная штука, чтобы провести с ней выходной день или «случайно» забыть на столе у клиента. По традиции, наиболее интересные для меня цитаты:
«Шрифт способен рассказать о газете больше, чем текст, который им набран»
«В инверсии, например белые буквы на синем фоне, шрифт кажется более жирным»
«Хорошие дизайнеры учатся соблюдать правила до того, как начинают их нарушать»
«Некоторые шрифты хочется выбрать за одно только название. Как начет шрифта Mistral? Мистраль — холодный северный ветер на южном побережье Франции. И действительно, в этой части страны шрифт стал стандартным для магазинных вывесок и надписей на грузовых фургонах.»
«Каждый доллар, потраченный на издание, увеличивает его розничную цену на семь (или больше) долларов.»
«Бернард Шоу настаивал, чтобы все его книги набирали шрифтом Caslon, чем заслужил прозвище Кэзлон Любой Ценой. В течении нескольких десятилетий лозунгом британских печатников была фраза «Сомневаешься — набирай Caslon».
«Графический дизайн в первую очередь всегда решает практическую задачу и лишь потом эстетическую»
«Цифры старого стиля, которые еще называют строчными, или минускульными, цифрами, наделены верхними и нижними выносными знаками, поэтому растворяются среди других слов на странице.»
«Есть только одна вещь, которая хуже плохой шутки, и это шутка, рассказанная дважды. Какое бы типографическое решение вы не придумали, не дайте ему превратиться в дежурный трюк.»
«Любой, кто набирает строчными вразрядку, способен украсть и овец.» — Фредерик Гауди
«По мере увеличения межбуквенных пробелов труднее распознавать отдельные слова, а значит, и мысли, содержащиеся в тексте.» — Фредерик Гауди
«Раньше при наборе заголовков было принято делать межсловный пробел шириной со строчную букву i.»
«В типографике все связано: увеличив межсловный пробел, вы должны увеличить и интерлиньяж»
«Помните: чем больше знаков в строке, тем больше должны быть межсловные пробелы и интерлиньяж»
«Верный способ улучшить вид и функциональность информационно насыщенного документа — избегать рамок и клеток. Вертикальные линии почти всегда излишни. Шрифт сам создает вертикальные деления по левому краю столбцов, если для этого достаточно места между ними. Вертикальные линии — расточительность, потому что они съедают пространство по обеим сторонам от себя. Оставьте воздух, чтобы отделить элементы друг от друга. Пусть горизонтальные линейки подчеркивают разделы на странице. Край листа сам себе служит рамкой, поэтому внутри него никакие рамки не нужны.»
«Неоновые вывески и курсивные шрифты действуют, так сказать, сообща. Неоновые трубки заполнены газом, поэтому чем больше разрыв в контуре, тем дороже обходится вывеска.»
— Эрик Шпикерманн «О шрифте»